Повод для радости: монастырская жизнь в Крыму стремительно развивается / Православие.Ru
Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви
Литургическая жизнь есть сегодня во всех крымских обителях. В крупных монастырях, насчитывающих несколько десятков человек, Божественная литургия совершается каждый день. В горных, где иеромонахов один-два, Литургию служат три-четыре раза в неделю. О том, как происходил процесс становления современного монашества в их крае, рассказал порталу «Монастырский вестник» епископ Бахчисарайский Каллиник, викарий Симферопольской епархии, благочинный по делам монастырей Симферопольской и Крымской епархии.
Владыка, возрождение монастырей на Крымском полуострове, судя по статистике, идет стремительно.
Можно и так сказать, если принять во внимание тот факт, что до 1992 года здесь не было ни одной действующей обители, а с приходом на Крымскую кафедру митрополита Лазаря (тогда архиепископа) стали возрождаться монастыри, которых сейчас шестнадцать. Есть обители очень древние – в частности, пещерный Свято-Климентовской мужской монастырь в Инкермане (пригороде Севастополя). Такую его великую святыню как храм I века предание связывает со святым Климентом Римским, третьим преемником апостола Петра в качестве епископа Рима, и, следовательно, четвертым Папой Римским. Сосланный за проповедь христианства и неуважение к языческим богам в Крым – северную часть Римской империи – он вытесает в скале малую церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного, и с этого начинается зарождение святого монашества на земле благословенной Тавриды. Сегодня эта церковь действующая, мы с братией там регулярно служим.
В преддверии великого события, когда мы вступаем в лето Господне 75-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне, в крымских монастырях вспоминают о тех, кто приближал этот праздник «со слезами на глазах». Так в рамках епархиального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений в Свято-Климентовском Инкерманском монастыре прошла конференция «Крымские монастыри в годы войн: патриотическое служение». Докладчики рассказали монашествующим о событиях прошлого, которые не могли не взволновать потомков людей, спасших нашу Отчизну и весь мир от фашизма. В Инкерманском монастыре в 1942 году располагался штаб 25-й Чапаевской стрелковой дивизии, которая держала оборону Севастополя, защищая каждый метр земли. Осталось военное кладбище на территории монастыря, и братия за ним ухаживает. В селении Лаки Бахчисарайского района, среди отвесных скал Качинского каньона есть мужской монастырь святого апостола и евангелиста Луки. Лаки – древнее место IV века в горах, где проживали греки. Весной 1942 года каратели сожгли это селение полностью и уничтожили его жителей за то, что они обеспечивали едой и одеждой партизан, активно их поддерживали. Там остались только руины храма. Но сейчас монастырь возрожден, возрождена в нем монашеская жизнь. В этой обители я начинал послушником, затем по благословению митрополита Лазаря занимался оформлением самого монастыря, его восстановлением. И вот уже 14 лет являюсь его наместником.
Лаки еще называют «Крымской Хатынью». Это одна из известных трагических и героических страниц той войны. Ваше Преосвященство, а Вы одновременно возглавляете несколько обителей?
На сегодняшний день я являюсь наместником четырех мужских монастырей. Двух севастопольских – Свято-Климентовского Инкерманского (где подвизается 30 человек братии) и Свято-Георгиевского Балаклавского на мысе Фиолент (там 20 насельников). Плюс два горных монастыря – Новоспасский в селе Терновка Балаклавского района и святого апостола Луки в селе Лаки Бахчисарайского района. В горных обителях братии немного, туда я стараюсь регулярно выбираться – живу в них какое-то время, служу. Сам принимаю монашествующих, послушников, трудников в эти обители.
Кроме того, с 2010 года Вы несете послушание благочинного по делам монастырей Симферопольской и Крымской епархии. По какому принципу посещаете их?
Бываю в них по графику. Раз в две недели «по кругу» посещаю каждый из них. Примером для меня и братии является наш владыка митрополит, который постоянно объезжает все монастыри – даже горные, куда сложно подняться.
И как митрополит Лазарь добирается в труднодоступные монастыри?
Пешком. Он идет, а мы за ним поспешаем. Владыка, подвижник, совершает службы в пещерных храмах. Примечательно, что в XIX веке многие древние пещерные монастыри не были возрождены, потому что не находились монашествующие, которые согласились бы проживать в столь тяжелых условиях. А сейчас они заполнены – появились люди, желающие такого аскетического подвига. Мы благодарим Бога за Его помощь. Также хочу добавить, что митрополит Лазарь очень любит монашеские обители и проявляет неослабный интерес к ним, поэтому еженедельно собирает руководителей монастырей. Каждую неделю проводится совещание – на нем обсуждаются насущные вопросы, связанные с развитием монашеской жизни, обустройством монастырей, оформлением документации на территории и монастырские постройки, на строительство храмов. Сейчас имеются некоторые сложности с оформлением пещерных монастырей – в большинстве своем они являются памятниками археологии или архитектуры и трудно взять адрес, чтобы зарегистрировать обитель. Однако этой проблемой мы неустанно занимаемся и надеемся в ближайшем будущем ее решить. Главное – братия там живет, монастыри действуют. Вначале, когда их только открывали, тяжело было из-за малого числа насельников. Приходили один-два человека. Ныне милостью Божией число братии умножается. К этому добавлю, что в Крымской епархии есть Таврическая духовная семинария, ректором которой является правящий архиерей митрополит Лазарь, и по его благословению все монашествующие и взыскующие монашества получают в ней духовное образование. Насельники обителей учатся в семинарии заочно, приезжают на сессии.
Владыка, какие еще тенденции Вы видите в формировании облика современного монашества в Крыму?
Монашество в крымских монастырях молодеет. Все больше и больше приходит молодых людей, которые ищут монашества. Конечно, мы не сразу их постригаем. По нашим древним уставам минимум пять лет длится послушнический искус. Кроме того, молодых кандидатов в монашество стараемся постригать ближе к тридцати годам. Такая у нас практика. Многих наместников монастырей, являющихся выходцами Инкерманского монастыря, я знал еще до принятия ими монашества, а некоторых сам постригал. Сейчас они возрастают на глазах. Разумеется, не без печали приходится кого-то отпускать, потому что в Инкермане сложилась крепкая монашеская семья, все привыкли другу к другу и каждый человек как бы на своем месте. В 2017 году постриженник Инкерманского монастыря, благочинный обители иеромонах Диоскор (Сафронов) был назначен наместником монастыря преподобного Лазаря Муромского в селе Скалистое Бахчисарайского района. Монастырь находится в пустынном месте, где когда-то находилось древнее поселение «Бакла». Признаюсь, тяжело было отдавать собрата. Но монастырская жизнь в епархии развивается, требует энергичных, духовно опытных руководителей, поэтому если есть благословение правящего архиерея, сопротивляться не приходится.
Ваше Преосвященство, в основном Вы говорили о мужских монастырях. А что можете сказать о женских обителях?
Скажу, что они более обустроены. В них и насельниц больше, и быт лучше обустроен, и монашеская жизнь на хорошем уровне. Паломников туда много приезжает. В Симферополь, в Свято-Троицкий монастырь люди едут со всей России, с Украины, из дальнего зарубежья, чтобы поклониться мощам святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Множество свидетельств о чудесах исцелений от душевных и телесных недугов после молитвенных обращений к святителю записали сестры, и часть из них разместили на официальном сайте монастыря. По благословению митрополита Лазаря настоятельница обители игумения Евсевия (Пальчик) возглавляет православное общество «Милосердие», которое заботится о том, чтобы в больницах, приютах для детей и стариков, в местах отбывания наказания всегда были православные молитвословы и книги. Постоянно осуществляется и материальная помощь этим, как их исстари называли, богоугодным заведениям. Особое внимание матушка с сестрами уделяет отделению онкогематологии Крымской республиканской детской больницы.
Что касается второго женского монастыря – Свято-Троице-Параскевиевского Топловского в Белогорском районе, то он уже который год оказывает помощь заключенным, которые просят молитв, моральной поддержки и материальной помощи (в места заключения идут посылки с лекарствами, продуктами, вещами, предметами первой необходимости и гигиены, собранные на пожертвования отзывчивых людей). А паломники знают эту обитель прежде всего по трем древним купелям, трем святым источникам, где тоже происходят чудеса исцеления. Возрождение монастыря началось в 1992 году, и сейчас в нем подвизается около 40 сестер. За минувшие годы были восстановлены храмы, открыты купели, многие постройки отремонтированы. Но самое главное – здесь восстановлен Свято-Троицкий собор, недостроенный и взорванный в 30-е годы XX века. Неся послушание благочинного, я регулярно бываю и в женских монастырях, помогаю решать какие-то вопросы по строительству и оформлению документации, текущие задачи. Словом, стараюсь держать руку на пульсе монастырской жизни.
Еще об одном моменте должен сказать. Я благодарен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность бывать на монашеских собраниях, которые собирает архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству. Это дает возможность общаться с отцами-наместниками многих монастырей Русской Православной Церкви, знакомиться с их опытом управления обителями и делиться своим опытом. Одной из основных тем недавнего собрания ответственных за епархиальные монастыри, что прошло в декабре 2019 года в Сретенском монастыре Москвы, стало образование монашествующих. У нас, как я уже говорил, братия заочно обучается в духовной семинарии в Симферополе. А вот вопрос с получением базового богословского образования насельницами женских обителей пока не решен. Вернувшись домой, я по благословению нашего правящего архиерея подробно рассказал на ежегодном Епархиальном собрании о том, какие проблемы мы обсуждали в Москве, выделив этот аспект – образование. Надеюсь, что владыка митрополит благословит на базе нашей семинарии устроить богословские курсы для сестер, подвизающихся в женских монастырях.
Владыка, в одном из интервью Вы сказали, что старцы Вас учили: монах должен на людях излучать радость, веселие, чтобы люди спрашивали себя, мол, если ему хорошо, если он веселится, то отчего бы нам быть в унынии? А в ночи монах должен в слезах изливаться о всех, кого он встретил в течение дня. Скажите, получается искренне радоваться? Есть для этого поводы?
Поводов много. Открытие монастырей – повод для радости. Строительство в них храмов и зданий (а мы прожили очень активный период в этом отношении) – повод. И сами монашеские постриги – какая это радость! Недавно большую радость вызвало открытие удивительно красивого, сделанного в хорошем стиле монастырского парка у Свято-Георгиевского Балаклавского монастыря на мысе Фиолент. Обустраивался он в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) развития Крыма и Севастополя. Находится парк в ведении Симферопольской и Крымской епархии. Там всё в граните, в мраморе. На территории есть «Монастырская Чайная», а в летнем амфитеатре в теплую пору года проходят различные мероприятия, и это прекрасная возможность привлечения людей к вере, к культуре, к красоте Божьего мира. Не может также не радовать, что монастырю передают верхнюю часть на мысе Фиолент, где были древние храмы, часовни. До недавнего времени там располагалась воинская часть, теперь же историческая справедливость восторжествовала.
Наверное, Свято-Георгиевский Балаклавский монастырь входит в число наиболее посещаемых обителей Крыма?
И Свято-Георгиевский монастырь, и два женских, и Инкерманский – везде паломников много. В горные обители мы только летом возим небольшие группы людей, жаждущих увидеть, как живет братия, которая высоко ценит возможность быть наедине с Богом и ценит огромные пространства, предстающие их взорам. Неудивительно, что насельники из городских монастырей периодически туда просятся, желая уединиться, помолиться в тишине, да и потрудиться физически: дрова наколоть, воду принести и так далее. И я благословляю их – обычно на две недели. Кстати, возвращаясь к теме паломников, отмечу, что наш монастырь в Инкермане очень любят паломники из Италии, где верующие особо чтят священномученика Климента, Папу Римского. Мы с радостью их принимаем.
Настоятель храма священномученика Климента, Папы Римского в Москве протоиерей Леонид Калинин называет житие этого святого уникальным, удивительным, совершенно не похожим на какие-то другие. Он рассказывает своей растущей пастве о той огромной роли, какую сыграл один из первых христианских проповедников в жизни славянства. Многие ли паломники, бывающие в Инкермане, знают о добродетелях и великих подвигах святителя, совершенных им при жизни?
В этом направлении мы ведем определенную просветительскую работу. Издательский отдел при Свято-Климентовском монастыре совместно с Севастопольской региональной общественной организацией «Наследие святого Климента Римского» выпускает книги, связанные с историей и жизнью самого монастыря и с житием его Небесного покровителя. В процессе подготовки находятся статьи для официального монастырского сайта «Почитание священномученика Климента на Руси», «Почитание священномученика Климента в мире». Многие факты жития святителя-подвижника поражают людей. Например, этот: рукоположенный во епископы апостолом Петром и ставший продолжателем дела апостолов святой Климент за день мог привести ко Христу почти 500 человек! Так было и в его родном Риме, затем в Херсонесе, близ которого он впоследствии, в 101 году был убит (по тайному приказу императора Траяна мученика бросили в Черное море с якорем на шее). Не менее удивительна история, донесенная до нас церковным преданием, но случившаяся уже после казни святого: семь веков подряд в день его памяти море чудесным образом отступало, чтобы верующие могли почтить честные мощи священномученика Климента…
И последний вопрос к Вам, Владыка: верующие итальянцы приезжают в Крым, чтобы увидеть места, связанные с их святым соотечественником. А Вам довелось ли побывать на земной родине Небесного покровителя Свято-Климентовского монастыря, в базилике Климента Римского в Риме?
К сожалению, пока нет. По той простой причине, что у меня столько дел, что фактически я в отпуске не был последние пятнадцать лет. Однако не могу не порадоваться за свою братию, которой ежегодно предоставляется возможность совершать паломничества по святым местам. Многие эту возможность активно используют – едут в Москву, Санкт-Петербург, на Соловки и в другие места. Я же, бывая в столице по монастырским делам, стараюсь первым делом посетить Покровский женский монастырь и приложиться к мощам блаженной Матронушки, потому что на протяжении всей жизни чувствую ее небесное заступничество. В Москве мне хорошо знаком Сретенский мужской монастырь. Когда нынешний митрополит Псковский и Порховский Тихон был наместником этой обители, по приглашению владыки, я останавливался в монастыре во время своих визитов Москву. Так что, можно сказать, родные стены! Еще всякий раз стремлюсь побывать в Лавре преподобного Сергия, этом духовном центре России. Ну, и конечно, посещаю величественный, как бы заново родившийся храм священномученика Климента, Папы Римского в Замоскворечье, где ощущается дух старой Москвы.
Фото: Владимира Ходакова и монаха Игнатия (Алексеева)